ВАСИЛИЙ ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ

Биография

Дед будущего путешественника Иоанн в 1648 году покинул город Бар, расположенный в современной Беларуси, «по причине бывшего там тогда гонения на исповедующих веру греческую, и междоусобной брани» и перебрался на Украину. Один из его сыновей – Григорий вместе с женой осел в Киеве. В этой семье в 1701 году и родился будущий путешественник.

Несмотря на сопротивление со стороны отца, молодой Василий поступил в Киево-Могилянскую академию, но так ее и не закончил. Тяга к странствиям владела им с юности. В 1723 году вместе с одним из товарищей он под предлогом лечения отправляется во Львов. А уже в 1724 году начинается путешествие длинною почти во всю оставшуюся жизнь.

Сначала вместе с вдовым священником он идет пешком в Рим. В Италии они расстаются, и дальше Василий идет один. Корфу, Кефалония, Закинф, Хиос, Солоники и Афон, а от туда в Святую землю, питаясь подаянием, терпя голод и холод. Потом Сирия, Аравия, гора Синай и Египет, снова Афон и, наконец, Антиохия, где расположенный к страннику патриарх Сильвестр 1 января 1734 года постриг его в монахи. Так как день посвящения в сан совпал с днем св. Василия, Барский и после посвящения смог сохранить свое имя Василий.

После этого почти два года на Кипре, а затем Патмос – остров Иоанна Богослова, где в научных трудах прошли долгие семь лет. Здесь Григорович-Барский пишет учебник латинского языка для греко-говорящих студентов.

Удивительно, но несмотря на дворцовые перевороты, сотрясавшие Россию после смерти Петра I в 1725 году, о науке власти все равно не забывали. В 1742 году на Патмосе получили Высочайший ее императорского величества указ, предписывающий отцу Василию прибыть в Константинополь в распоряжение российского резидента Александра Андреевича Вишнякова. Вишняков просит Барского вернуться на родину, где он сможет использовать накопленный багаж знаний. Тот соглашается, но сначала ему надо завершить начатый труд – описание монастырей горы Афон.

В июле 1745 года Вишняков умирает. Его приемником становится Адриан Неплюев. Детали неизвестны, но очевидно, что у него с Григоровичем-Барским произошел конфликт. Причем конфликт настолько серьезный, что резидент пригрозил отправить путешественника в Россию в кандалах и с обвинительным заключением. После этого наш герой принимает решение вернуться в Киев самостоятельно, не дожидаясь выполнения угроз. Неизвестно почему он выбирает не более простой и логичный морской путь, а снова идет пешком через Болгарию, Румынию, Молдавию и Польшу.

В Киев, он прибыл 2 сентября 1747 г. Трудности и лишения продолжительного и тяжелого странствования разрушили здоровье. Открылись старые язвы на ногах. Он прожил в отцовском доме всего тридцать пять дней и скончался 7 октября 1747 г.

Путешественника похоронили с почестями в Киево-Братском училищном Богоявленском монастыре, «за церковью, против самого большого алтаря».

Иван Григорович-Барский, вспоминая брата писал: «Портрета сего отца Василия нет, а приметами был он таков: роста высокого, волосы на голове и бороде черные без всякой седины, лицом смугл, телом дороден, брови черные, высокие, большие и почти вместе сошедшиеся, глаза острые, карие, нос короткий.

Как одеянием, так произношением речей и осанкой похож был на Грека, почему и мать его родная, по возвращении его в дом, после двадцати четырех лет путешествия, не могла и через час в разговорах его узнать.

Впрочем, был нрава веселого и шутливого, любопытен ко всяким наукам и художествам, а наипаче к рисованию, и имел еще с детских лет охоту видеть чужие страны, что и самым делом исполнил.»

Рисунок на данной странице появился благодаря замечательному историку и Наталие Зыковой и ее мужу Валерию. Вот что она пишет в монографии «Паломничество на Кипр православный (По стопам Василия Григоровича-Барского)» (Ларнака, 2013):

«Так как изображение Григоровича-Барского не сохранилось, естественным было желание воссоздать облик известного путешественника наиболее достоверно. Рассматривая рисунки Григоровича-Барского, а кипрских рисунков сохранилось всего семнадцать, я обратила внимание, что почти всюду можно встретить изображение одного и того же человека, с дорожным посохом, заплечным мешком, в прямоугольной шапке … в подпоясанном кафтане. Мы задались вопросом, раз изображение повторяется, не себя ли наш паломник изобразил?! Рассмотреть рисунок удалось при помощи лупы. Затем он был увеличен и, конечно, немного дорисован. Мы изобразили нашего путника нестарым, ведь ему было тридцать пять лет во время кипрского паломничества, однако с бородой, поскольку был он монахом.»

КНИГА

Письменных источников по истории Кипра сохранилось совсем немного. Один из ценнейших из них – “Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, ПУТЕШЕСТВИЕ К СВЯТЫМ МЕСТАМ, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное», изданное впервые В. Рубаном в 1778 году.

Барский, безусловно, не был единственным иностранцем, посетившим Кипр в XVIII веке. Но, в отличие от европейских путешественников, он отлично владел греческим языком и, будучи православным, лучше понимал суть происходящего вокруг.

Несколько раз посетив Кипр проездом в 1726 и 1727 годах, русский паломник возвращается для более обстоятельного исследования острова в 1734-1736 годах.

«Путешествие к святым местам» выдержало несколько изданий. Первое – 1778г. под редакцией В. Рубана часто критикуют, во-первых, за то, что издатель вырезал некоторые места «и так известные читателю из других российских церковных или гражданских книг», во-вторых, за то, что он не смог включить в него рисунки путешественника.

При этом однозначном минусе у данного издания есть два серьезных преимущества. Во-первых, в 1778 году еще были живы родственники Василия Григоровича-Барского, в том числе брат Иван, поделившиеся с издателем «живыми» воспоминаниями о нашем герое. Во-вторых, в издании 1778 года на поля текста вынесены названия мест, о которых в данном отрывке идет речь, а сверху страницы сделаны указания на месяц и дату, в которые путешественник это место посетил. Это позволяет с легкостью ориентироваться в объемном тексте. Цитаты, приводимые на данном сайте, сделаны по изданию 1778 года, которое, к сожалению, стало библиографической редкостью.

Второе издание записок Григоровича-Барского вышло в 1886 году под редакцией Николая Барсукова. Его легко можно найти в интернете. Например, здесь на сайте Государственного архива Пермского края.

Общая информация