ЦЕРКОВЬ СВ. ГЕОРГИЯ АРПЕРАС
Описание
ИСТОРИЯ ХРАМА
Церковь была построена в 1745 году на средства драгомана Христофакиса Константину.
В те годы драгоманом назывался чиновник оттоманской администрации, отвечающий за связи с местным греческим населением. Это всегда был грек-христианин, избиравшийся на должность Архиепископом Кипра совместно с другими иерархами церкви и утверждавшийся султаном.
Про Христофакиса Константину известно совсем немного. В 1747-1750 годах он принимал участие, возможно, в качестве подрядчика, в строительстве акведука Камарис, известного также как Абу Бекир Паша акведук в Ларнаке. В конце 40-х годов у драгомана произошел конфликт с чиновником турецкой администрации Хаджибаки (по другим сведениям, фамилия чиновника el-Hac Abdubaki), в результате которого последний лишился свое должности. Турок жестоко отомстил – на Пасху 1750 года драгоман погиб. Убийца не был наказан, но даже впоследствии смог занять еще более влиятельную должность.
Вероятно, смерть заказчика является объяснением того, что роспись церкви Святого Георгия Арперас так и осталась незаконченной.
ФРЕСКИ
Над северным входом в церковь сохранилась фреска, где Христофакиса Константину и все члены его семьи передают в дар благословляющему их святому Георгию вновь построенный храм. Изображение ктиторов (заказчиков и спонсоров строительства и (или) создания фресок, икон) – не редкость на Кипре. Подобные фрески можно встретить в храмах Богородицы Полей и Архангела Михаила в Галате, а также во многих других церквях. Они являются правдивой иллюстрацией к истории костюма и обычаев времени своего создания, ведь, в отличие от выполняемых стилизовано библейских сюжетов, их целью было передать портретное сходство.
В храме можно увидеть изображения Семена Столпника и св. Трифона – почитаемых на Кипре святых. Их ветхозаветных изображений сохранилось только жертвоприношение Авраама.
Так же обращает на себя внимание совершенно нетипичная для православной фресковой живописи композиция, объединяющая два сюжета – Новозаветную троицу (Бог отец изображен в виде старца – Ветхого денми, Святой дух – в виде голубя) и «Мужа скорбей» (изображение Христа в терновом венце, с кровавыми следами бичевания и орудиями страстей).
Два изображения, расположенные справа и слева от алтаря на северной и южной стенах храма - Георгий-Победоносец с апостолом Петром и архангел Михаил с апостолом Павлом - принадлежат кисти художника Филарета и появились в 1747 году.
На изображении Архангела Михаила можно разглядеть «слухи» (тороки) – головную повязку, протянутую за уши. Благодаря ей, а также «зерцалу» (сфере в руках) архангелы постигают Божье Слово.
Св. Георгий предстает на фреске в образе победоносца, при этом к привычному для русской православной живописи сюжету «змееборец» добавлен еще один – «чудо о спасенном из плена отроке». «Чудо о спасенном из плена отроке» относится к посмертным чудесам великомученика, и существует в нескольких вариантах. Все они сводятся к одному: Святой Георгий на коне чудесным образом явился попавшему в плен юноше, в тот момент, когда он прислуживал своему господину, разливая вино, посадил его на коня позади себя с сосудом вина в руке и перенес в родные места.
ИКОНЫ
Покровитель храма – Св. Георгий изображен не только на фреске в виде всадника, но и в виде мученика вместе со св. Христофором – псоглавцем на иконе, помещенной в иконостасе справа от царских врат. Святых иногда изображают вместе потому, что дни их кончины выпадают на близкие даты.
Изображение св. Христофора как кинокефала (человека с головой собаки) были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине», поэтому в России их практически не сохранилось. В греческом мире такого запрета не было.
Есть много сказаний о св. Христофоре, объясняющих его более, чем непривычный, внешний вид. По одному из них, Христофор имел такую голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. Далекие земли, населенные удивительными существами, – один из любимых мотивов средневековой литературы о путешествиях. Тут и панотии (обладатели огромных ушей, накрывающихся ими во время сна), и мантикоры (человеческое лицо, три ряда зубов, а тело льва), и всем известные минотавры с кентаврами, и сциоподы (одноногие существа, которые очень быстро бегали, а иногда употребляли единственную ногу вместо зонта). Не стоит забывать, что в эпоху, предшествовавшую великим географическим открытиям, всё это воспринималось как пусть очень далекая, но все-таки реальность, поэтому истории о святом с собачьей головой никого не удивляли.
По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.
Обращает на себя внимание крест, венчающий иконостас. На вершине креста, на котором распят Иисус, изображен пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы кровью вскормить детенышей. В церковной символике кровь, возвращающая мертвых к жизни, ассоциируется с причастием и распятием, а пеликан еще с XIII в. воспринимается как символ воскресения.