ЦЕРКОВЬ СВ. МАВРЫ

Описание

По дороге из Пера Педи в Килани невозможно не остановиться у маленькой и очень уютной церкви св. Мавры. Про этот храм редко пишут в путеводителях, он не внесен в список ЮНЕСКО, но взгляд путешественника все равно зацепится за какую-нибудь особенность. На самом деле необычно тут всё – и совершенно нетипичный для Кипра пейзаж – зеленая даже в летние знойные месяцы долина реки Криос, и казавшаяся понятной и простой архитектура, и фрески, и местные легенды, связанные с этим местом.

Итак, начнем по порядку.

ПЕЙЗАЖ

Церковь св. Мавры находится в долине реки Криос. Казалось бы, что тут необычного? Течет речка, вокруг нее постепенно формируется долина с бурной растительностью – пейзаж совершенно привычный для русского человека. Но не для киприота. В большинстве своем реки на Кипре существуют только на географических картах, а увидеть их можно только ранней весной, когда вода, образовавшаяся от таяния снега в горах, устремляются вниз. В остальное время года можно заметить только пустое русло, да и то не всегда. Поэтому киприотов так притягивают места, где бурлит водный поток, несущий с собой свежесть и прохладу. Около храма расположены несколько ресторанов под навесами, где местные жители очень любят проводить время.

СВЯТАЯ МАВРА И СВЯТОЙ ТИМОФЕЙ

Название церкви тоже необычно. Широко распространенное в православных церквях житие святых Тимофея и Мавры рассказывает о супругах, причем специально выделяет главенствующая роль мужа в совместном мученическом подвиге. Логично было бы и храм назвать в честь обоих – мужа и жены. Так почему на Кипре больше почитается Мавра, а не Тимофей?

Но все по порядку. Сначала историческая справка о времени, когда жили легендарные Тимофей и Мавра.

В 284 году императором Римской империи становится Диоклетиан. Первые девятнадцать лет его правления были благоприятны для христиан. Известно, что последователи новой религии занимали государственные должности, им не чинили препятствий в отправлении культа, не заставляли участвовать в неприемлемых для них ритуалах и жертвоприношениях. По разным оценкам число последователей Иисуса Христа на периферии империи (Северная Африка, Египет) достигало от пяти до десяти процентов населения. Источники не дают точных сведений ни о том, когда началось нерасположение Диоклетиана к христианам, ни о том, чем оно было вызвано. Ученые называют различные причины начала гонений – от личной неожиданно возникшей неприязни императора, до провокации со стороны самих христиан – постепенно последователи этого учения становились государством в государстве.

24 февраля 303 года императором был подписан эдикт, ставящий христиан вне закона – все места их собраний должны быть разрушены, книги изъяты и сожжены, при этом последователи признанного вредоносным учения лишаются всех прав не зависимо от занимаемой должности.

Но вернемся к Тимофею и Мавре. Самое полное и красочное описание мученического подвига супругов можно найти у Святителя Димитрия Ростовского в фундаментальном труде «Жития святых». Здесь приводится его краткий пересказ.

Египет, окраина Империи, время начала великого Диаклетианова гонения. Молодой церковный чтец Тимофей, истовый христианин совсем недавно женился на юной красавице Мавре. Наместник жестокого императора Арриан призывает к себе юношу, чтобы заставить его выдать церковные книги и отречься от своей веры. Тимофей отказывается, после чего его подвергают жестоким пыткам: «Тогда разгневавшийся игемон приказал своим слугам принести две острых железных палки, раскаленных до красна, и вложить их в уши святому Тимофею. От невыносимой боли у мученика истекли глаза, так что он не мог ничего видеть». Но все равно Тимофей остается непоколебим в своих убеждениях.

Коварный игемон не прекращает попыток заставить Тимофея предать свою веру. Он подговорил легкомысленную Мавру, посулив многие дары, золото и серебро, чтобы она оделась в лучшие одежды, причесала волосы, украсила лицо и уговорила мужа принести жертвы богам. Но Тимофей не только не поддался на это искушение, но и силой молитвы смог склонить жену разделить с ним мученический подвиг. Молодая женщина обличает Арриана и вслед за любимым претерпевает пытки – ей отсекают персты, пытаются сварить в кипятке, жгут лампадой тело. Мавра не только с честью выдержала все испытания, но и стойкостью своей обратила наместника в христианство. Но супругам это не помогло – их распяли на крестах напротив друг друга, через десять дней они скончались.

ПОЧИТАНИЕ ТИМОФЕЯ И МАВРЫ НА КИПРЕ

Как и почему культ египетских святых начала IV века был перенесен на Кипр? Точного ответа на этот вопрос мы не найдем.

Церковь датируется XII веком, но самое раннее письменное упоминание о ней принадлежит посетившему эти края летом 1735 года монаху-путешественнику Василию Григоровичу-Барскому. В те годы храм был не просто отдельно стоящим зданием, как сейчас, но частью маленького монастыря, в трех кельях которого жила немногочисленная братия. Барский отмечает, что у обители есть две главные особенности, выделяющие ее из ряда прочих. Во-первых, «мощи святыя Мавры, яже и аз соподихся лобызати», а во-вторых, «источник велик воды здравой и хладной, хитростно и сокровенно сквозь церьковное проходит здание, и точится вне от олтаря».

Свидетельство Барского очень ценно для нас, потому что частично объясняет, почему в паре Тимофей-Мавра на Кипре больше почитается все-таки Мавра. Присутствие мощей в храме делало святую «местной», а значит, более понятной и родной для населения Кипра. Реликвия могла попасть на остров двумя путями – или непосредственно из Египта (после завоевания его арабами в VII веке многие христиане искали убежище в других областях империи), или во время иконоборчества из Византии (иконопочитатели, спасающиеся от преследований на окраинах Империи, везли с собой гонимые святыни – в том числе мощи и иконы). Неизвестно когда и при каких обстоятельствах мощи были утрачены, но сейчас в храме их нет.

Мощи св. Мавры не единственные и не самые знаменитые на Кипре. Например, в монастыре Честного креста в Омодосе хранится глава апостола Филиппа. Но при всем уважении к святыни, почитание Апостола не выходит за традиционные рамки. История же святой Мавры породила множество местных легенд. Некоторые из них просто переносят действие жития святых на остров, другие рассказывают свою версию событий.

По одной из версий св. Мавра была племянницей апостола Варнавы, основоположника христианства на Кипре. В 61 году Варнава погибает от рук иудеев в Саламисе, после чего на всем острове начинаются гонения на христиан. Не избежали этой участи и юная Мавра и ее муж Тимофей, жившие в Пера Педи. Преследователи настигли молодую чету около скалы, близ которой сейчас стоит церковь. Бежать супругам было некуда, они возложили руки на камень и вознесли молитвы. Господь услышал их, скала открылась, пропустила святых внутрь и замкнулась за ними. Бросились преследователи вслед за влюбленными, но было поздно – Тимофей и Марфа были восхищены на небо, а как напоминание о чуде из горы забил источник.

Второй вариант истории рассказывает о благочестивой девушке, жившей то ли в Килани, то ли в Перапеди. Родители мечтали о замужестве дочери, но она намеревалась посвятить себя служению Господу. Семья настаивала, и стало ясно, что они попытаются осуществить свои намерения силой. Спасаясь, молодая женщина выбежала из дома и увидела большую печь во дворе. В отчаяние она решила, что лучше сгореть заживо, чем согласиться на ненавистный брак. Мученица бросилась в печь, но случилось чудо – огонь не навредил ей, только лицо и руки стали черными от угля. Именно этот эпизод и дал имя святой: Мавра (Μαύρη) по-гречески означает «черная». Преследователи не унимались и настигли беглянку около той самой горы, где сейчас стоит церковь. И, как и в предыдущей версии, скала разверзлась, скрыв девушку от преследователей. Дальше существует два варианта окончания истории – первый говорит о том, что святую больше никто никогда не видел, а из горы забил источник; вторая – что Мавра вышла с другой стороны ущелья, а, увидев чудесно забивший ключ, преследователи отказались от своих намерений.

Зачем понадобилось в первом случае переносить сюжет на Кипр, а во втором просто пересказывать один из самых распространенных агеографических шаблонов (житие св. Феклы, св. Екатерины и многие другие построены по тому же сценарию)? И вновь ответ нам подскажет Григорович-Барский. Вторым отличием монастыря он называл чудесный источник, воды которого струятся под церковью и изливаются наружу со стороны алтаря. И первая, и вторая истории связывают источник с чудесами христианских святых. Почему?

Кипр попадает в орбиту греко-римской цивилизации задолго до принятия христианства, а значит, традиционные для античности мифы и верования распространились и на острове. Вспомним о прекрасных нимфах, олицетворявших все движущее и растущее в природе, все дающее жизнь растениям. Главными из них считались водные (океаниды, нереиды, наяды, лимнады), само слово «нимфа» означает источник. Культ нимф, которым было пронизано все сознание, и был культом природы. Посмотрите на долину реки Криос, на бьющий из скалы чистейший ключ. Где еще могли скрываться таинственные нимфы? Наверняка это место было известно с незапамятных времен, сюда по традиции приходили гадать молодые девушки, а воды источника считались целебными.

Христианство, стремительно распространившееся на острове уже в первые века нашей эры, очень быстро из гонимой религии превратилось в гонящую. До сих пор потрясают методичность и жестокость, с которыми провозвестники новой истины искореняли языческие обряды, уничтожали произведения искусства. Единственным способом для жителей двух соседних деревень - Килани и Пера Педи - сохранить почитаемый источник, было провозгласить его атрибутом культа новых святых. А тут и вовремя обнаружились мощи святой Мавры. Вот и существует до наших дней синтез древних местных верований с христианской традицией.

Обратите внимание на икону святых Тимофея и Мавры перед входом в храм – она вся покрыта белыми завязанными ленточками, а под ней просто склад маленьких приношений (чего там только нет - четки, крестики, заколки, брелоки, резиночки). Это отголоски древнего дохристианского обряда – чтобы духи выполнили заветное желание, им надо поднести маленький подарок, так же таким способом отмечали священные места.

Когда будете рядом с церковью, не забудьте напиться из чудотворного источника. То ли это наяды – спутницы бога врачей Асклепия ворожат, то ли святая Мавра помогает, но вода, истекающая из-под алтарной части храма, целебна при простудных заболеваниях.

АРХИТЕКТУРА И ФРЕСКИ ХРАМА

Вернемся снова в храм. Небольшая церковь построена на двух уровнях. Алтарная апсида стоит у подножия скалы на плоском месте, в западную же часть церкви ведут четыре крутые ступени.

Существует несколько версий о датировке церкви, но большинство ученых считают, что современное здание было построено в XII веке. Храм богато украшен росписями, выполненными частично в XII, а частично в XV веке.

Обращает на себя внимание большая фреска, изображающая святых Тимофея и Мавру , окруженных клеймами с эпизодами их мученичества. К сожалению, она была повреждена мусульманским фанатиком в 50-е годы XX века - он соскоблил глаза с изображений.

В конхе апсиды изображена Богоматерь с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Под ними располагается сцена причащения апостолов. Сам сюжет типичен для фресковой живописи Кипра, но оригинальна его композиция. Христос изображен дважды, апостолы разделены на две группы. Слева первым изображен апостол Андрей, хотя обычно это место отводится Петру. Возможно, это связано с тем, что Андрей побывал на Кипре, исторически на острове он почитается больше, чем Петр. Справа группу принимающих причастие возглавляет Иоанн, а Павел вовсе отсутствует. Вероятно, художник придерживался исторической версии причастия апостолов – ведь Павел примкнул к ним уже после смерти Христа. Это подтверждается тем, что правую группу замыкает Иуда, тогда как обычно его, как недостойного, из композиции исключают. Обычно живописцы изображают тайную вечерю вне исторического контекста – на собрании с Иисусом присутствуют вернейшие ученики его, включая Павла, а предатель Иуда, который на историческом причастии был, из композиции исключается.

Также необычным является изображение отца западной теологии Августина. Обычно в православных храмах его не изображают.

Общая информация