МОНАСТЫРЬ ПАНАГИИ (БОГОМАТЕРИ) АМАСГУ

Описание

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

История не сохранила сведений ни о дате возникновении монастыря, ни о его первых насельниках. На основании сохранившихся фресок храм датируется концом XI – началом XII века. Руины монастырских строений, снесенные при постройке новых жилых помещений в середине 90-х годов XX века, были построены значительно позже, вероятно в XVI веке.

Как отмечает историк и архитектор Диомидис Мирианфевс, исторические данные об обители Панагии Амасгу крайне скудны.

Известно, что в 1630 году Епископ Лимассола и Куриона Леонтий подарил монастырь Патриарху Александрии. Однако, через два года дар был возвращен – управление обителью оказалось экономически нецелесообразным.

В 1778 году игуменом на тот момент мужского монастыря был Герасимос. Крайне непростая экономическая и политическая ситуация сложившаяся к концу XVIII века на острове, управляемом турецкой администрацией, привела к оскудеванию и запустению многих обителей Кипра. Не стал исключением и монастырь Панагии Амасгу – насельников не осталось, недвижимое имущество было сдано в аренду сельским жителям.

В XIX веке в покинутом монастыре поселился удалившийся от клеветы и злословия монах Мелетиос, бывший до этого Епископом Китиона. Он умер в 1870 году.

В 1991 году было принято решение о возрождении обители. Первыми насельницами теперь уже женского монастыря стали две монахини и пять послушниц.

ИКОНА ПАНАГИЯ АМАСГУ

Не смотря на то, что обитель долгие годы стояла покинутой, люди продолжали приходить в храм, чтобы поклониться чудотворной иконе.

Богоматерь Амасгу, или Дамаску, или Хрисамасготисса, или Хрисамаску написана в 1569 году. Икона двухсторонняя – на обратной стороне изображено Распятие.

Автор иконы неизвестен, хотя круг его работ значителен – его кисти принадлежат росписи в соборном храме Амасгу 1564 года и ряд икон в различных храмах, такие как икона Христа в монастыре Архангела Михаила в Монагри, икона Богородицы из селения Палехори и икона Богородицы Кардиовастазуса (Сердцедержательница) в деревне Продромос.

ФРЕСКИ ГЛАВНОГО ХРАМА МОНАСТЫРЯ

Храм Панагии (Богоматери) Амасгу это поистине энциклопедия истории Кипрской монументальной живописи, ведь он расписывался пять раз на протяжении пяти веков и от каждого этапа фрески фрагментарно сохранились до наших дней.

Первый, самый древний слой росписи датируется началом XIIв. (1100-1110гг.). Фрагменты этого периода сохранились только в алтаре и, к сожалению, закрыты от посетителей иконостасом.

Второй слой, появившийся в конце XII или в начале XIII века (1200-1250гг.), является наиболее полным. Он посвящен сценам Двунадесятых праздников, рассказывающих о ключевых моментах жизни Иисуса Христа. Эти росписи были выполнены после масштабной реконструкции храма и преобразования из однонефного с деревянным кровом в однонефный со сводчатой крышей, покрытой черепицей.

Третий слой относится к первой половине XIV века, от него сохранилось совсем мало фрагментов.

Четвертый слой создан в первой половине XV века (1400-1450гг.) и расположен в западной части северной стены центрального нефа.

Пятый и новейший слой фресок главного храма монастыря датируется очень точно по надписи 1564 года. В созданных в последние годы Венецианского правления на Кипре фресках угадывается итальянское влияние, но выполнены они, тем не менее, в местной живописной манере. Йоргос Филотеу отмечает, что это последняя большая живописная композиция, которая была создана кипрскими художниками до завладения острова османами и насильственного прерывания византийской живописной традиции, которая существовала на Кипре на протяжении 1200 лет.

Общая информация