ЦЕРКОВЬ АГИА ЗОНИ (ПОЯСА ПРЕСЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ)
Общая информация
Название: | Церковь Агиа Зони (Пояса Пресятой Богородицы) Греч.: εκκλησία της Αγίας Ζώνης Англ.: Church of Agia Zoni Турецк.: Ayia Zoni Rum Kilisesi |
---|---|
Страна: | Северный Кипр |
Координаты: | 35.122761,33.9441Показать на GoogleMaps |
Месторасположение: | Фамагуста |
Категория: | Церковь |
Дата возникновения: | XIV-XV век |
Время работы: | обычно закрыта |
Краткое описание
Обычно название кипрских церквей понятно интуитивно, даже без знания греческого языка. Вот храм посвященный святой Параскеве, вот – святому Семену, нередко встречаются обители, построенные во имя Богородицы или Архангелов. А вот с маленькой, давно заброшенной, но древней церквушкой в Фамагусте это не так – название «Агиа Зони» (Αγία Ζώνη) ничего не говорит неподготовленному туристу.
В современном греческом языке слово ζώνη сохранило свое древнее значение – это пояс или ремень, то есть название дословно переводится как «церковь святого пояса». Имеется в виду единственная оставшаяся от земной жизни Девы Марии реликвия – Пояс Пресвятой Богородицы, собственноручно изготовленный ею из верблюжьей шерсти. Согласно преданию, после смерти Богоматери пояс чудесным образом попал к апостолу Фоме. Первые документальные источники, упоминающие эту реликвию, относятся только к концу IX века, поэтому в начальный период христианства возникло много различных легенд о ее дальнейшей судьбе. Это привело к тому, что сегодня об обладании подлинным поясом или его частями заявляют множество храмов по всему миру - во Франции (например, церковь Сент-Урс де Лош и аббатство Сенанк), в Бельгии, Нидерландах, в Греции (монастырь Ватопед на Афоне), в России (Храм Ильи Пророка Обыденного в Москве и Казанский собор в Санкт-Петербурге) и, конечно, на Кипре (Монастырь Пресвятой Богородицы Троодитиссы).
О церкви Пояса Пресвятой Богородицы в Фамагусте известно очень мало. Построена она была в XIV-XV веке очевидно для нужд кипрской православной общины, расписана перед самой катастрофой 1571 года, когда обстрел турецкой канонады навсегда изменил судьбу города. А дальше – годы османской оккупации, когда большинство православных храмов были закрыты и использовались не по назначению. До середины XX века в церкви сохранялось большое изображение Архангела Михаила, но после вторжения 1974 года храм закрыт и судьба фрески остается неизвестной.