ПЕЩЕРНАЯ ЦЕРКОВЬ ПАЛЕА ЭНКЛЕСТРА

Общая информация

Название: Пещерная церковь Палеа Энклестра
Греч.: η Παλαιά Εγκλείστρα
Англ.: Palea Enklestra
Страна: Республика Кипр
Координаты: 34.724428,32.605629Показать на GoogleMaps
Категория: Часовня
Дата возникновения: XVI век
Время работы: Закрыта. С 8.00 до 15.00 можно взять ключ в археологическом офисе Палеопафоса (archeological office of Palaipaphos)

Краткое описание

Пещерная часовня Палеа Энклестра высечена в отвесной стене оврага в 450 метрах к югу от церкви св. Константина и Елены .

Чтобы ее найти, нужно спуститься вниз по грунтовке, отходящей от дороги между деревнями Куклия (Kouklia) и Архимандрита (Archimandrita). Координаты поворота 34.723608,32.606037. Сразу после спуска будет небольшая площадка, от которой в одну сторону тропинка будет уходить к храму, а в другую – к вертикальной стене оврага. Пещерную часовню с дороги не видно – конец тропики теряется в кустах, которыми в изобилии поросло русло маленького ручья. Однако, ошибиться невозможно – это единственная тропинка, ведущая в том направлении.

После того, как фрески были повреждены турецкими вандалами, Департамент древностей установил решетку на входе в часовню. Решетка достаточно крупная и внутреннее убранство кельи видно неплохо и через нее. Однако, для более детального осмотра можно с 8.00 до 15.00 взять ключ в археологическом офисе Палеопафоса (archeological office of Palaipaphos).

Палеа Энклестра, как и несколько других высеченных в отвесной стене оврага келий, появилась в XV веке при монастыре св. Константина и Елены, от которого до наших дней сохранился лишь главный храм. Состоятельный мужчина, ставший монахом обители под именем Евфимий Затворник, в 1530 году заказал не только постройку пещерной часовни, но и росписи по примеру скита св. Неофита в одноименного монастыря близ Пафоса. Поэтому часовню Палеа Энклестра называют еще иногда часовней св. Неофита.

Фрески, выполненные в православной греческой традиции, тем не менее, имеют ярко выраженное западноевропейское влияние, что неудивительно, ведь создавались они в период венецианского господства на Кипре. Яркий пример подобной работы – занимающая центральную часть низкого потолка святая Троица, где слева изображен Бог-отец, справа от него Христос, а между ними спускающийся на раскрытую книгу Святой Дух в виде белого голубя.