КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА

Описание

ИСТОРИЯ СОБОРА

Как и когда появился на этом месте монастырь св. Иоанна Биби неизвестно. Также доподлинно неизвестно, откуда появилось столь странное название. По одной из версий, bibi это сокращение от арабского слова "habibi" (возлюбленный, любимый), а св. Иоанн Евангелист в христианской традиции именуется «возлюбленным учеником Иисуса». По другой – Биби это фамилия сирийских переселенцев – христиан, основавших обитель.

Информация об обители св. Иоанна крайне отрывочна. Первое письменное упоминание о ней относится к 13 сентября 1345 года. Известно, что в 1421 году монах Троице-Сергиева Монастыря Зосима, ходивший на поклонение к Восточным святым местам, прожил тут шесть недель. А в 1426 году монахи-бенедиктинцы покинули Кипр, после чего монастырь опустел, а помещения были переданы в распоряжение православной церкви.

В период венецианского правления (1489-1570 гг) монастырь процветал. Его влияние в те годы на духовную жизнь острова было весьма значительным, здесь происходили важные события.

В XVII веке у Кипрской православной церкви впервые за долгие годы турецкого правления появилась возможность выкупать христианские реликвии, восстанавливать монастыри и строить новые храмы. Ряд ограничений при этом, конечно, остался: запрещалось устанавливать на православных церквях кресты, украшать их снаружи и изнутри, звонить в колокола, церковные строения не должны были быть выше жилых домов и выделяться на их фоне. Все это отразилось на облике кафедрального собора и на многие годы затянуло его строительство.

В 1662 году Архиепископ Никифор заложил первый камень в основание будущего кафедрального собора, строительство которого будет завершено лишь в 1756 году.

УБРАНСТВО СОБОРА

Наружный декор здания скромен и прост – привлекают к себе внимание гербы Королевства Кипр и герб семьи Лузиньянов, королей Кипра, расположенные над западным входом. На фоне гербов до сих пор можно прочитать памятную надпись, рассказывающую о закладке первого камня в основание храма. Над южным входом можно различить герб Венеции – лев св. Марка оберегает божественную книгу.

Внутреннее убранство собора, особенно на фоне внешнего аскетизма, поражает. Выполненные в темных тонах, с явным итальянским влиянием, но при этом отвечающие всем канонам православия, стенописи можно рассматривать часами. Сцены на них, как и было принято в XVIII веке, многолюдны – так на фреске «Распятие» в небе парят ангелы, на фоне Иерусалима изображены многочисленные римские воины, как конные, так и пешие, стражники, палачи, мудрецы в одежде, характерной для Италии XV-XVI веков, несколько святых, император в короне.

Также обращает на себя внимание очень красивый резной позолоченный иконостас. Икона св. Иоанна Богослова, особо почитаемая в соборе, была создана известным художником Федором Пул

акисом по заказу кипрского купца Георгия Врахимиса, проживавшего тогда в Венеции. На серебряном окладе до сих пор можно прочитать дарственную надпись: «Сия икона сделана в знатном городе Венеции 20 января 1672 года и даруется почтенному монастырю, прозванному Биби, вновь обретенному Кипром, в Никосии».

Общая информация